Слово настоятеля храма Архангела Михаила в Тропареве, протоиерея Георгия Студенова на начало Великого Поста | Наша газета

Слово настоятеля храма Архангела Михаила в Тропареве, протоиерея Георгия Студенова на начало Великого Поста

Дорогие прихожане, братья и сестры! Поздравляю вас с началом Великого поста — святой Четыредесятницей!

настоятельКаждый человек, считающий себя веру-ющим, особенно православный, придерживается церковных правил. Пост, который мы понимаем, как одно из средств, служащих нашему спасению, раскрывает очень широкий диапазон возможностей человека.

За два тысячелетия у Церкви накопился огромный опыт. И Святые угодники Божии, которые являются для нас образцами для подражания, именно через подвиг поста достигли многих своих достоинств. Многие письменно запечатлели для нас некое руко-водство — как нужно правильно проводить пост.

Традиция поста воспринята Церковью от нашего Пастыреначальника Христа. Который Сам, прежде, чем выйти на общественную проповедь, после принятия Крещения в Иордане от Иоанна, сразу же принял на Себя подвиг 40-дневного воздержания. И мы, конечно же, должны следовать в том примеру Спасителя. И не только в этом, а во всем.

Но здесь нужно учитывать, в каких условиях мы находимся. Живет человек в городе — это одни условия для исполнения поста. Живет человек в деревне, или находится на службе в армии или в местах заключения — совсем другие. Конечно, нужно помнить, что идет пост, но выдерживать его предписания, исходя из реальных возможностей.

Господь указывал при изгнании бесов из человека, что «род сей изгоняется только постом и молитвой». Поэтому телесный пост у нас обязательно должен сочетаться с молитвой. Но пост для нас — это не уединение, и не уход из привычной среды в какую-то иную сферу. Пост, молитва и воздержание могут и должны совершаться в любой среде. Поэтому хочется пожелать всем, чтобы уповая на помощь Божию прежде всего, рассчитать свои силы и свои возможности.

Чего-то достигнув, люди начинают иногда собой гордиться. Здесь обязательно нужно смирение. Иногда люди начинают унывать и всем своим видом показывать какие-то свои немощи, жаловаться. Лучше свои переживания сохранить где-то внутри, не показывать другим людям, у которых свои заботы, и которых всем этим можно напугать, смутить. В начале поста, и  правда, бывает очень трудно. А по мере того, как человек привыкает и осваивает такой образ жизни, к концу поста вообще не хочется из него выходить. Это испытали многие и многие люди. Но наступает Пасха, Великий праздник. И как говорится в Евангелии, «Доколе с ними Жених, не могут поститься». Нет уже необходимости как-то себя изнурять, а, испытав силу воли и силу веры, со смирением и благодарностью Богу “набираться сил”.

Хотя жизнь православного человека так иначе связана с воздержанием. Если закон-чился пост — это не значит, что все нам теперь дозволено. Что-то от поста всегда является постоянным. Например, в течение непост-ного периода мы возвращаемся к воздержа-нию в среду и пятницу. Кроме Великого поста есть еще три длительных постных периода. И в целом, в году насчитывается более 200 постных дней.

Но воздержание в еде — это только одна сторона поста. Пост — это очень широкий диапазон всевозможных переживаний и отношений и с внешним миром, и с самим собой. И прежде всего — это необходимость обратиться внутрь себя, сосредоточится на своем внутреннем мире. Изучить и понять свои мысли, свои желания, свои мечты, которые порой движут нашими поступками. Часто люди эту духовную сторону поста отсекают напрочь. “Вот я мяса не ем,  молока не пью, все — я пощусь!” А то, что язык злословит, зависть у человека, что-то еще, чего никак себе не может и не должен позволять христианин, тем более — постящийся!

Нужно быть готовым к тому, что во время поста может быть еще больше иску-шений, чем обычно. Мы сосредотачиваемся только на пище, забывая о душе, и тут начинает действовать враг, который следит за каждым нашим шагом и ставит “подножки”. Так что и духовное, и физическое состояния должны быть постоянно в поле нашего внимания.

Для детей пост, конечно же, должен быть снисходительным. Их нужно постепенно приучать к этому. Хотя пища, особенно мясная, сейчас больше вредная, чем полезная — из-за всяких искусственных добавок, множеством содержащихся в ней Е. Так что ничего хорошего она нам и так не сулит.

Пост — это здоровье, как физическое, так и духовное. И эту пользу нужно научиться из него извлекать. Опыт нам подсказывает, что пост никогда никому не вредил, если сле-довать церковному руководству. Потому что некоторые на себя берут какие-то неудобо-носимые бремена, садятся на хлеб, на воду, и то не каждый день. Пытаются уподобится пустынникам, подвижникам первых веков. Но мы физически и духовно совсем другие люди. У нас другой потенциал. И с учетом своего потенциала и нужно развивать эту практику осмысленного воздержания. Это не только диета, это подвиг и это борьба. Борьба со “страстьми и похотьми”, то есть со своими порокам, с грехом в себе, а значит и в окружающем мире.

Добавить комментарий